Сейчас Грише уже девять. Он учится по программе 8.4. У него умственная отсталость и аутизм. Речи нет. Игровой деятельности нет. Не агрессивен. Стоило ли год назад брать такого мальчика в работу и есть ли смысл в занятиях?
Сейчас Грише уже девять. Он учится по программе 8.4. У него умственная отсталость и аутизм. Речи нет. Игровой деятельности нет. Не агрессивен. Стоило ли год назад брать такого мальчика в работу и есть ли смысл в занятиях?
Я работаю логопедом для неговорящих детей. Ко мне приходят дети разного возраста и с разными диагнозами. Сегодня поговорим про Гришу. Вопреки всем, кто считает, что такие дети появляются лишь в семьях маргиналов, которые употребляют разные вещества и не хотят детей, Гриша был долгожданным ребенком. Полная семья, запланированная беременность. Беременность вели платно, роды были платные. Родители очень ждали этого ребенка и не хотели ничего упустить. С самого рождения малыш наблюдался в частном медицинском центре, все обследования были проведены. Родители слышали от врачей, что все хорошо, речь обязательно придет, так бывает, подождите. Речь не приходила. Понимания речи не было. В глаза ребенок не смотрел. После трех лет они поняли, что что-то не так. Потом ходили по врачам, ставили инвалидность и искали специалистов. Это сейчас АВА центров в Питере как грибов, а тогда было в разы меньше. А логопедов для неговорящих детей найти было еще сложнее (цитата: вот заговорит, тогда и приходите). Где-то в пять лет они нашли центр по ABA-терапии. Заниматься с логопедом Гриша не мог. У ребенка не было сотрудничества. А если ребенок бегает по стенам, смеется и ничего делать не хочет, занятия с поведенческим специалистом для него актуальнее, чем с логопедом. Далее началось установление сотрудничества. Ребенку подбирали мотивацию, учили работать за сбор жетонов, он начал сидеть за столом и делать, что предлагает специалист. Заодно ABA прокачали имитацию, понимание речи (садись, встань, покажи нос, иди, стой и т.д.) и навыки сотрудничества, даже научили его просить словом «Дай», повторять простые слоги, говорить «мама» и «папа». Так, ко мне в кабинет пришел неговорящий, но отлично подготовленный к занятиям восьмилетний мальчик (почему он не пришел раньше? с поведением долго были проблемы, а навыки формировались очень медленно).
Наши занятия
Ко мне пришел позитивный человечек. Он улыбался, делал, что попросили. Ему это все безразлично и не интересно, но раз надо, он сделает. У него нет критичности к выполненному заданию. Хорошо? Плохо? – ему глубоко безразлично. Зато, он уже знал, как надо себя вести, а как не надо.
Наша цель: мы (я и родители) отдавали себе отчет в том, что он не будет говорить сложноподчиненными предложениями. Успехом будет считаться умение ребенка просить то, что он хочет. Также необходимо было расширить пассивный словарь (научить понимать больше слов и фраз).
Главной мишенью стали глаголы.
Глаголы это пусковой механизм речи. Можно знать тонну существительных, но при этом все еще оставаться неговорящим. Или можно знать десять глаголов и иметь возможность применять их здесь и сейчас.
Я начала с различения глаголов на слух.
Говорю: Вытри!
Ребенок вытирает.
Говорю: включи!
Ребенок нажимает кнопку на игрушечной стиральной машине и она начинает «стирать». И.т.д.
Главное – никаких картинок, только живое взаимодействие с предметом. Чтобы можно было потрогать, покрутить, нажать.
Каждый выученный глагол был встречен с трепетом и радостью в глазах родителей.
Финалом упражнения был маленький экзамен: на столе лежат 20 предметов. Я в случайном порядке называю инструкцию, он выбирает предмет и производит необходимое действие.
Это была первая победа. Гриша все выполнил без ошибок.
Я сейчас пишу это, и кажется, что все так легко и просто. На самом деле мы потратили на это месяца четыре, и в самом начале было сложно поверить, что Гриша так сможет. Я не хотела класть все яйца в одну корзину, поэтому параллельно занималась с ним артикуляционной гимнастикой, повторением и отхлопыванием слогов (чтобы развивалась возможность говорения), развитием визуального восприятия (чтобы быть готовой зайти через чтение) и обучения его просьбам дорогих его сердцу вкусных вещей.
Зато переход к следующему пункту плана произошел сам собой. Во время выполнения упражнения на понимание речи, Гриша (как мог) повторял за мной глаголы. Чувствуете, что произошло потом? Он их запомнил и сам стал произносить, когда я молча выполняла действие. Не все, но стал! ОН НАЗЫВАЛ ДЕСЯТЬ ГЛАГОЛОВ!
Я не знаю, как родители, но лично я была счастлива. Моя душа ликовала, требовала открыть шампанского, взрывать салюты на городской площади и кричать о своем счастье через форточку.
То есть я делаю вид, что я ем, а он говорит – «кушать»!
Я делаю вид, что пью, а он говорит – «пить»!
А если показать ему игрушечный горшок, он скажет «писать»! (ввели для того, чтобы он мог проситься в туалет.)
Слово «пить» мы тут же превратили в просьбу. У меня стоит кулер. Он показывает пальцем и говорит – «пить». Ему наливают воды.
Дальше выученные глаголы следовало обобщить, и заодно еще немного прокачать визуальное восприятие. То есть, научить его называть глагол по картинке, а не вживую. Мы сфотографировали маму, выполняющую разные действия и показали ему. И он справился. С другими персонажами на обычных карточках он пока не разобрался, но что делают родители (и он сам) на фото, он начал называть.
Также была выяснена интересная вещь – этому мальчику в принципе лучше даются глаголы, чем существительные. Поэтому было принято решение учить существительные через глаголы.
Если просто показать на поезд и назвать его, Гриша не запоминает. Но если сказать «едет…» и сделать многозначительную паузу, Гриша добавляет слово «поезд» и начинает показывать, как он едет.
Так у нас в арсенале появились «открой дверь», «дуй шар», «дай печенье». Я тщательно слежу за тем, чтобы Гриша не решил, что это одно слово «дуйшар или откройдверь». Но, если показать ему пузыри, он скажет «дуй пузыри», так что здесь все схвачено.
А еще, если что-то упадет, Гриша покажет на это пальцем и скажет: «упало».
Сейчас я настолько преисполнилась верой в Гришу, что замахнулась на другую форму используемых глаголов, на глаголы от первого лица. Чтобы папа ему сказал: Иди! А Гриша ему небрежно: Иду!
И, вы знаете, у нас получается! Сейчас ему девять лет, и, казалось бы, все подходящие периоды для развития речи давно прошли. Но каждое занятие он удивляет меня, повышает планку, ставит свои собственные рекорды. А мы с родителями придумываем для него новые цели, воспринимаем его как ребенка, который уже может сказать, что ему нужно, и формируем среду вокруг него так, чтобы возможностей для этих просьб становилось все больше.
Иногда в комментариях меня спрашивают, зачем я это пишу. Хочу пояснить. Я хочу подарить родителям неговорящих детей лучик надежды. Позитивный пример того, что если заниматься и вкладываться, то результат будет. И иногда этот результат кроется в облегчении жизни родителей и ребенка наличием обычных просьб. Развитием понимания речи. Появлением простых фраз. Умением сказать "да" или "нет" в ответ на какой-либо вопрос.. А дальше...кто знает. Дети умеют удивлять.
Логопед для неговорящих детей, Леонтьева Светлана.
https://vk.com/logo_svetlana еще я есть вот здесь
И не зря...
Очень не зря
Я родился недоношенным.
Врождённая патология левой ноги.
Частичное отсутствие 7 пальцев кистей рук.
далее:
3 операции в течение 9 лет
2 клинические смерти
3 переливания крови
Как результат инвалид детства до 18 лет
потом 3 группа на 4 года. И в 2015 инвалидность сняли ( Парам-пам-пам)
И вишенка на торте хронический гепатит С (хз откуда, врачи считают с переливания)
Моя жизнь была кошмар.
Результат кошмар
Жизнь родителей кошмар
Брат родился абсолютно здоровый.
Не стоит оно того.
У меня не будет детей.
Я не хочу передать им весь тот хлам чем являются мои гены.
Вот вам мнение самого заинтересованного в этом вопросе лица.
Вот и я решила вставить свои пять копеек.
Начну с самого начала.
Сыну 7 лет (через неделю 8), второй ребенок, старшая дочь. Разница между детьми 1,5 года. Беременность протекала нормально. Единственное, что, сестра родилась раньше срока в 37 недель и врачи, опасаясь повторения ситуации, прописывали таблетки для сохранения. Вроде Утрожестан, или что-то подобное, сейчас за давностью лет и не вспомню.
Родился в срок, без отклонений, 8 из 9 по шкале апгара. Развивался нормально, странности начали вылазить года в полтора. Старшая дочь, к этому времени уже вовсю болтала, все понимала и в целом была очень смышленой девочкой. А он.. даже не всегда отзывался на свое имя. Естественно не говорил, хотя гуление в раннем возрасте было.
Каких только врачей мы не посещали. Платных и бесплатных. Диагнозы были от расстройства аутистического спектра, до "перерастет". Грешили одно время на проблемы со слухом, но обследование показало, что все в норме. По рекомендации садика прошли ПМПК и попали в коррекционный задик для ЗПР. В нем и провели все время вплоть до 1 класса. Садик был отличный, 10 человек в группе, индивидуальные занятия с логопедами, психологами, дефектологами, индивидуальный подход к каждому ребенку. Лет в 5 после очередного посещения специалиста (не вспомню уже какого именно), начали искать платного логопеда-дефектолога для дополнительных занятий. Нашли не сразу, многие логопеды от нас при первом посещении отказывались, так как ребенок их не слушал и не воспринимал. В итоге нашли нашего специалиста, с которым и занимаемся по сей день.
Она умудрилась за месяц вызвать у сына речь. Потом уже изучая ДЗ от логопеда и параллельно гугля все что можно на эту тему, я уже самостоятельно поставила диагноз - Сенсомоторная алалия. Сын не понимал инструкций поданных в устной форме. Если объяснить на пальцах, то делал, а с речи нет. Как будто какая-то загородка в голове, которая не позволяла перевести устную речь в инструкцию. На этом фоне не было и речи. Упражнения логопеда были направленны как раз на вызов речи алаликов. Т.е. составление предложений по картинкам.
Примерно такое, только нарисовано было в тетради и более схематично.
Я помню как тяжело давались первые предложения. Была мысль: "Да вы что, он никогда такое не сможет сделать". Время шло, мы занимались, параллельно пили тонны назначенных врачами препаратов. Речь пошла. Многое непонятно, проблемы с окончаниями, заменой букв в словах и куча других проблем. Но сын с каждым месяцем все лучше понимает инструкции и все лучше разговаривает. Полтора года назад проходили повторное ПМПК перед школой. На котором был поставлен диагноз УО легкой степени. Я знала, что у нас проблемы, но к этому была не готова. Прямо в кабинете ПМПК не удержалась разревелась, сын залез на колени и успокаивал меня. А один из представителей комиссии объяснил: "Что Вы хотели, у Вас была Сенсомоторная алалия, Вы проделали большую работу, вышли из нее. Но проблемы до конца не решены". Там я в первый раз услышала подтверждение нагугленного мной диагноза сына. Который мне, так ни разу вслух ни одним врачом ранее не был озвучен.
В 21 году стукнула еще одна проблема. На плановом УЗИ в садике была выявлена гипоплазия левой почки (Одна почка намного больше другой). Куча обследований - УЗИ, цистография, сцинтография. К этому добавился обратный рефлюкс мочи в почку. Там же в 21 году операция. Почти два года полет нормальный. Но весной 23, выяснилось, что проблема рефлюкса возобновилась и неделю назад повторное хирургическое вмешательство. Надеюсь 3 и 4 не понадобится, но врачи говорят, что бывает до 4 эндоскопических, а потом если не помогает делают полостную.
Как итог, диагнозы мы приняли. Руки не отпустили. От инклюзивного образования было решено отказаться. Сын ходит в коррекционный класс для таких ребятишек. В классе 8 человек. Так же занимаемся у логопеда дефектолога, и думаю заниматься с ней будем еще долго. Сын ее обожает, да и я чуть ли не молится на нее готова. Перешли во второй класс. Сын умеет читать, писать, считать, решает примеры. Все более уверенно разговаривает. Я приняла мысль, что он, скорее всего, не получит высшего образования. Не будет профессором или ученым. Но думаю, мы вполне сможем его социализировать, чтобы он мог жить самостоятельно.
Огромное спасибо моим родителям, которые помогают нам с детьми. Где нужно помогают водить по врачам, если я работаю, забирают из школы и делают многое чего еще. Без них все было бы намного сложнее.
Погибла Машка. Точнее, Мария. Ей было уже за 60, но на приходе у отца Евгения ее все так и звали – Машка, обращались на «ты» и считали местной дурочкой.
Все свое время Машка проводила в храме. Хотя она почти не стояла на службах, а больше играла на подворье с детьми. И даже причащали ее иногда без исповеди – как ребенка. Да она и вела себя как маленькая.
Взрослые прихожане ее не то что не любили, но сторонились. Она была очень навязчива: то лезла обниматься, то что-то выпрашивала, то просто говорила без умолку. Жаловалась, что у нее порвались колготки, что ее кто-то обидел, что батюшка отругал.
А отец Евгений ее любил. Только просил не мешать во время службы...
– Машка, отстань, Херувимская, – говорили ей одни.
– Так, бери конфету и иди, дай помолиться, – подталкивали ее к выходу другие.
И она шла, грустно опустив голову. Но видела на подворье детишек и расцветала. И тут же отдавала кому-нибудь выпрошенную конфету.
Церковная малышня считала Машку ровней и висла на ней гроздями.
Она играла с ними в прятки, догонялки, куклы, лепила в песочнице куличики, читала им какие-то детские стишки. А больше всего ей нравилось возить по подворью чью-нибудь коляску с младенцем. Ей иногда доверяли. Машка шла с этой коляской гордо и робко одновременно, часто останавливаясь и заглядывая внутрь. Она смотрела на кроху с непередаваемой нежностью и какой-то глубокой тоской. Как будто душа этой болящей женщины плакала о несостоявшемся материнстве.
А еще она очень любила Богородицу...
Как-то в тот храм привезли чудотворную икону Божией Матери. Всего на сутки. Весь день шли к Ней люди. В какой-то момент к святыне подошла важная, модная и очень душистая дама.
Машка почему-то начала дергать ее за рукав и смеяться.
– Отстань, дура! – со злостью выпалила женщина. – Уберите ее кто-нибудь.
Это услышал отец Евгений. «Богородица пришла и к дурам», – тихо сказал он.
Дама опешила, но больше опешила Машка. Она посерьезнела, встала перед иконой на колени, поклонилась и тихо вышла.
Потом она иногда подолгу стояла перед каким-нибудь образом Божией Матери. Смотрела на Ту, которая пришла и к ней – к «местной дурочке». И о чем-то думала...
... И вот ее не стало. Случилось это после службы.
Машка куда-то пошла по своим делам. И, проходя мимо одного из домов, увидела, что там горит квартира.
Пожарные уже успели вывести жильцов, но какой-то маленький мальчик рыдал и кричал на всю улицу: «Там Пушок, там мой котенок!» Мама прижимала его к себе, а он все кричал и кричал.
Потом рассказывали, что Машка кинулась в подъезд...
Ее пытались остановить: «Куда, дура! Погибнешь!» Но она не слушала.
Удивительно, но Машка котенка нашла. А сама умерла в реанимации. Отравилась угарным газом.
Хоронить ее было некому, и всё взял на себя храм.
После отпевания кто-то сказал:
– Надо же вот так погибнуть по глупости.
– Не по глупости, а по любви, – ответил отец Евгений.
И рассказал то, чего никто здесь, кроме него, не знал.
Когда-то в детстве маленькая и здоровая Машенька вот так же полезла за котенком, который застрял высоко на дереве. Спасла, но сама упала, ударилась и повредилась головой. Лечили – ничего не вышло. И осталась она ребенком на всю жизнь, дурочкой-Машкой, которую никто не воспринимал всерьез, но которая любила и жалела всё живое и которую обожали дети, а детей не обманешь.
– Да, она погибла из-за любви, – повторил отец Евгений. – Царствие Небесное рабе Божией Марии…
©️ Елена Кучеренко
Сижу сегодня в пенс фонде, жду, когда сотрудник выдаст свидетельство. Мимо окна пробегает сотрудница, он её спрашивает:
- что больше, 0.009 или 0.063
Думаю, прикалывается. Она: что у тебя тут за конкурс?
-ребенок домашку делает, спрашивает.
Она:
-ой, не могу прямо сейчас сказать, тороплюсь.
?????
Чтоб ускорить процесс получения свидетельства, подсказываю.
Отсылает ответ, благодарит.
Да уж, мужику то лет 35, да и дамочке так же.... Сотрудники пенсионного фонда, блин
Осень. Половина офиса по домам с подтвержденным ковидом. Захожу и в инстаграм и смотрю сториз сотрудников: та в кино, та в кафе, тот с семьей в зоопарк поехал. Сижу и делюсь этим с коллегами:
- Ну не долбоебы? У тебя ковид подтвержденный, а ты шаришься по магазинам и торговым центрам с купленным сертификатом. Нахера людей заражать то?
- Ну знаете, дома скучно целый день же сидеть. Я вот в прошлом году болел и никому не говорил и на работу ездил...
Думаю, так вот из за какой твари я в прошлом году чуть ласты не склеил. Выяснилось, что он самый первый в офисе заболел.
Мы вымрем не от коронавируса или еще какой другой болезни. Мы вымрем из за таких долбоебов.
Ведущий телевизионной интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” Борис Крюк едва не сжёг Охотничий домик во время поединка, где играла команда знатоков, набранная из популярных TikTok-блогеров. Инцидент произошёл 9 октября поздно вечером.
Из-за ряда опасений программу решили дать не в прямом эфире, а записать. Как выяснилось, не зря – когда счёт составил 3:0 в пользу телезрителей, специальная игра едва не закончилась трагически.
В первом раунде знатоки проиграли телезрителю из Казани Михаилу Мустафину. На вопрос о том, кому посвятил Ван Гог одну из своих первых картин (текст посвящения был зачитан перед вопросом), они ответили “Путину”.
Удача не улыбнулась тиктокерам и во втором раунде. Телезрительница из Самарской области Галина Вишневская поинтересовалась, зачем в ее деревне с 1924 по 1999 год стояла вышка, с которой видно было ближайшее поле, и в которой имелся телефонный аппарат. Эрудиты решили дать досрочный ответ, чтобы получить дополнительную минуту на обсуждение, и заявили, что “там можно чилить и флексить”. Этот ответ тоже оказался неправильным.
Учитывая, что знатоки сломали волчок после второго раунда, ведущий Борис Крюк решил задать им загадку в стихах из книжки, которая используется для обучения умственно отсталых детей. Убедившись, что они не могут справиться и с ней тоже, он прекратил вести игру.
“Короче, поначалу было прикольно, сидишь за столом, а тебе дядечка вопросы задаёт, но его, короче, тоже не видно самого, я такое в кинчике одном видел”, – рассказал впоследствии капитан команды Даниил А. – “Но он душнила такой, я не могу, грузил нас, грузил, потом замолчал, а потом, короче, заходит сам, криповый такой, в руках эта штука для бензина, ну и он тупо брызгает им везде и молчит. Мы говорим ему: дядя, полегче, тэйк ит изи! А он молчит всё равно. Короче, это кринж полный”
Как выяснилось, после третьего раунда Борис Крюк успел сходить к своему автомобилю и взять оттуда канистру бензина. Он начал поливать им как зал, так и игравшую команду. Знатоков спас оператор, который прибежал в зал и объяснил им, что нужно бежать, а не снимать происходящее на телефоны. Впоследствии он уговорил ведущего отдать зажигалку и вывел его из помещения. Узнав, как шла игра, продюсеры телеканала решили не обращаться в полицию.